Цели и задачи игры:
"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить".
А. Дистервег
пробуждение интереса к поиску своего "Я", к сопоставлению личных и общечеловеческих проблем;
воспитание культуры спора;
развитие умения отстаивать свою точку зрения.
Игра проводится в два этапа. Перед ее началом необходимо создать соответствующую эмоциональную атмосферу, которая способствовала бы заинтересованности участников игры, побудила бы их к размышлениям и желанию высказать свое мнение. Во вступительном слове важно сказать о том, что каждый человек должен задумываться о своей роли в развитии цивилизации, должен пытаться самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит перед ним и перед человеческим обществом в целом наша жизнь.
На первом этапе участникам игры раздаются листы с вопросами. Каждый участник в течение 45 минут письменно отвечает на все вопросы. Следует подчеркнуть, что в это время в аудитории должна быть тишина (или же может тихо звучать спокойная, мелодичная музыка), участникам игры не разрешается переговариваться друг с другом, вопросы ведущему игры также не задаются. Еще ведущий
обязан пояснить, что смысл вопроса каждый понимает так, как считает необходимым. Самое главное, чтобы участники как можно подробнее излагали свои размышления, аргументировали свои ответы. По истечении 45 минут ведущий собирает письменные ответы для анализа и оценки.
Второй этап игры предполагает коллективное обсуждение вопросов. Данный этап можно проводить сразу после завершения первого или же спустя несколько дней. Участники игры объединяются в группы, состоящие из 4-5 человек. Каждой группе выдается лист с теми же вопросами. В течение 15 минут внутри группы обсуждаются все вопросы, группа старается прийти к единому мнению. Затем ведущий предлагает начать общую дискуссию. Сначала зачитывается первый вопрос, и представитель одной из групп дает на этот вопрос ответ, основанный на мнении большинства группы (члены группы имеют право дополнить ответ). Остальные внимательно выслушивают выступающего и с помощью вопросов уточняют интересующие высказывания. После ответа первой группы таким же образом свое мнение высказывает вторая (третья, четвертая и т. д.) группа. Аналогично идет обсуждение всех остальных вопросов. Завершая обсуждение вопросов игры, ведущий анализирует ответы всех групп, приводит аргументы "за" и "против", примеры, высказывания философов, ученых, писателей.
Игру "Разум сердца" обязательно завершает заключительное слово ведущего. Поблагодарив всех за участие, он предлагает всем присутствующим
написать отзыв о проведенной игре - есть ли необходимость в проведении данной игры, нужны ли размышления над такими вопросами.
ВОПРОСЫ ИГРЫ
1. Развязанная Гитлером Вторая мировая война унесла около 54 миллионов человеческих жизней. 12 миллионов заключенных погибли в концлагерях. Террор Сталина против советских людей, по предварительным данным, унес около 40 миллионов человеческих жизней.
Вопрос: Как вы считаете, кого история оправдает больше и почему?
2. В Хиросиме атомная бомба унесла 200 тысяч жизней за три-пять минут. Сейчас одна атомная бомба за то же время может убить в 10-11 раз больше людей. Химическое и биологическое оружие (которое в 100 раз дешевле) может за три-четыре недели уничтожить 1 миллион человек, но приносит большие муки людям.
Вопрос: Какое оружие, на ваш взгляд, более выгодно сегодня и почему?
3. Великий деятель русской культуры А. Бородин был композитором и химиком. Великий деятель литовской культуры М. Чюрленис был композитором и художником.
Вопрос: Чей вклад в общечеловеческую культуру больше и почему?
4. Осушение 10 гектаров болот приносит большую прибыль сельскому хозяйству. Орошение 10 гектаров пустыни приносит в два раза меньше прибыли, зато позволяет выращивать важную для людей культуру - хлопок.
Вопрос: Что вы советуете: быстро осушить все болота или обводнить все пустыни?
5. В классе, где учился Пушкин, все 27 учеников стали великими людьми. Если бы они вместе с Пушкиным попали в ваш класс, вашу школу...